Дивиденды – составляющая таможенной стоимости товаров?
Перспективы споров с ФТС по доначислению таможенных платежей.
Широко распространена практика импорта товаров, в рамках которой иностранная компания является участником российского общества-импортера и одновременно поставщиком товаров, реализуемых обществом на территории Российской Федерации.
По итогам очередного года импортер выплачивает дивиденды участнику общества из прибыли, которая полностью или частично сформирована за счет реализации поставленных им же товаров.
Вероятность признания дивидендов составляющей таможенной стоимости товара многократно возросла в последнее время.
Если в ходе проверки таможенный орган приходит к выводу, что дивиденды, связанные с ввезенными товарами, являются таковыми лишь по форме, то на основании пп. 3 п. 1 статьи 40 ТК ЕАЭС включает их в таможенную стоимость товаров и производит перерасчет таможенных платежей.
Также возможно привлечение к административной (ст. 16.2., ст. 16.7. КоАП РФ) и уголовной (ст. 194 УК РФ) ответственности, от которой не освобождает даже выплата доначисленных таможенных платежей.
Что делать, если таможенный орган инициировал проверку?
Модель поведения общества-импортера в такой ситуации рекомендовано выстраивать с привлечением квалифицированной юридической поддержки на каждом этапе. Рекомендовано проводить анализ рисков выплаты дивидендов и обоснованности таможенной стоимости товаров посредством комплексного аудита.
Если в отношении общества-импортера уже принято решение о доначислении таможенных платежей, рекомендовано обратиться за консультацией по перспективам оспаривания данного решения в суде и рискам привлечения к административной и уголовной ответственности.
АО «Мосправо» специализируется на досудебном и судебном сопровождении данной категории споров, имеет многолетний опыт оказания комплексной поддержки крупным импортерам на территории Российской Федерации, в частности, ООО «Метабо Евразия», которое является импортером Metabo Werke Gmbh.
Позиция Верховного суда РФ по включению дивидендов в таможенную стоимость товаров.
До 2022 года был сформирован подход, в силу которого таможенный орган должен доказать, что импортер занизил таможенную стоимость товаров, а дивиденды являются её составной частью.
В 2022 Верховный суд Российской Федерации сделал принципиально новые выводы в спорах с таможней таких международных брендов, как Chanel и Pull&Bear.
Определение Верховного суда РФ № № 305-ЭС22-11464 от 01.12.2022 года по делу Chanel (дело № А40-20125/2021) даже вошло в Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2023), утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 26.04.2023 года.
Согласно п. 24 указанного Обзора, в котором проанализировано дело Chanel, дивиденды (чистая прибыль), полученные от реализации на таможенной территории ЕЭС импортных товаров и выплаченные лицу, одновременно выступающему поставщиком таких товаров и учредителем покупателя товаров в Российской Федерации, включаются в таможенную стоимость, если они связаны с ввозимыми товарами.
При этом, Верховный суд РФ в рамках дела Chanel сделал вывод, что именно импортер обязан подтвердить, что таможенная стоимость товара установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи импортера и поставщика.
Теперь бремя доказывания возложено на импортера.
Если раньше таможенный орган должен был доказать, что дивиденды являются таковыми лишь по форме и входят в таможенную стоимость товаров, то теперь это фактически презюмируется.
Именно общество-импортер должно доказать, что таможенная стоимость не была занижена.
В то же время Верховный суд РФ не сформулировал перечень доказательств, достаточных для обоснования импортером отсутствия занижения таможенной стоимости товаров.
Данное положение может создавать почву для злоупотребления таможенных органов в спорах с импортерами.
В судебной практике уже выявлены случаи, когда импортер представляет множество доказательств, но они отклоняются судом ввиду их недостаточности. При этом, перечень недостающих доказательств не раскрыт.
О принципе налоговой реконструкции.
Особый интерес представляет вопрос о применении принципа налоговой реконструкции к данной категории споров.
Например, к моменту доначисления таможенных платежей общество-импортер, вероятнее всего, оплатило налог на прибыль, который рассчитан с учетом первоначальных таможенных сборов.
За счет увеличения таможенных сборов имеются основания для уменьшения налога на прибыль за спорный период.
Не исключено, что в некоторых ситуациях в результате доначисления таможенных платежей бюджет больше потеряет, чем приобретет.
На данный довод, в частности, ссылался импортер в одном из споров с таможней, что не помешало суду отказать в удовлетворении его требований об оспаривании решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей.
При формировании позиции по спорам с ФТС необходимо учитывать все изложенные в настоящей статье обстоятельства, что возможно сделать при комплексном подходе, который гарантирует АО «Мосправо».
Мы предлагаем:
- комплексный аудит ситуации на любой стадии досудебного или судебного разбирательства с ФТС по спорам, связанным с доначислением таможенных платежей;
- комплекс мер по защите интересов Клиента на досудебной и судебной стадии спора по результатам анализа всех обстоятельств дела и с учетом запроса Клиента;
- подготовку всех процессуальных документов на любой стадии спора;
- представление интересов Клиента при взаимодействии с ФТС, ФНС, иными органами, а также в судах всех инстанций;
- защиту в спорах по привлечению к административной (ст. 16.2., ст. 16.7. КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 194 УК РФ).
Мы готовы оказать юридическую поддержку на любой стадии процесса максимально оперативно с наилучшим результатом для Вас и Вашего бизнеса.